Вопрос “Зачем?” — самый больной для мировой космонавтики. Сейчас очень трудно придумать какое-нибудь убедительное рациональное объяснение полетам на Луну или Марс, запускам марсоходов или зондов на Плутон. А полвека назад, на заре космической эры, подобных сомнений не существовало, когда люди пели про тропинки далеких планет и яблони на Марсе. Тогда путь в космос казался логичным и очевидным путем развития человечества…
Таким он и остался для группы энтузиастов, которых объединил вокруг себя российский инженер Александр Шаенко. Выпускник Бауманки, который успел поработать и в государственной, и в частной космонавтике, сейчас занялся собственным космическим проектом — созданием наноспутника “Маяк”, который должен на время стать новой звездой в небе. По идее создателей, яркий объект в небе, созданный энтузиастами, должен привлечь внимание всего мира к космосу, и вдохновить молодые инженерные команды на свои проекты.
Наноспутник создается в международном стандарте CubeSat, и имеет габариты 10х10х34 см. После запуска и отделения от ракеты на нем сработает программа, которая автоматически раскроет большой пирамидальный отражатель. Тончайшая пленка с металлизированным покрытием, растянутая на гибком каркасе, сформирует трехметровую четырехгранную пирамиду. Вращаясь, она должна бросать яркие солнечные зайчики на поверхность Земли. По расчетам выходит, что яркость блика будет ярче даже блеска Международной космической станции. Видимая с Земли картина будет похожа на вспышки Иридиума, только ярче и чаще.
Если запустить такой аппарат на высоту около 600 км, и развернуть отражатель, то “Маяк” пролетает около месяца — будет снижаться и в конечно итоге сгорит из-за аэродинамического сопротивления об остатки земной атмосферы. Это его свойство не только требует расторопности всех кто захочет его увидеть, но и откроет возможности для борьбы с космическим мусором. Если такими “тормозными пирамидами” оснащать новые спутники, и разворачивать отражатели в конце срока эксплуатации, то отработавшие аппараты не будут накапливаться на орбите становясь мусором.
Технически идея “Маяка” не очень сложная, по сравнению с традиционными космическими аппаратами. Ее новизна в том, что проект родился и реализовался силами энтузиастов. С другой стороны, для новой команды реализация проектов от простого к сложному — закономерное дело, и хорошая школа для будущих более серьезных затей.
В прошлом году мы уже собирали средства на проведение стратосферных испытаний аппарата. Недавно команда отчиталась по итогам: спутник был запущен на гелиевом шаре, но отражатель раскрыть не удалось из-за сбоя в программе управления. Поскольку со спутником не предполагается поддержание связи, исправить баг дистанционно не вышло. Зато пока готовили испытание поняли, что надо дорабатывать систему раскрытия. Вот для того испытания и нужны — выявить недоработки — поэтому частично успешными их все-таки признать можно.
К тому же результатом стала довольно интересная съемка полета:
В июне 2015 года разработчики провели презентацию своей разработки. Тогда удалось посмотреть на технологический макет аппарата и познакомиться с командой.
Тогда же они объявили, что для реализации проекта им потребуется 15 млн руб., половина из которых уйдет на оплату запуска, а вторая половина на доработки и испытания.
Правда потом они серьезно пересмотрели конструкцию аппарата и средство выведения. Изначально они хотели, чтобы раскрытие отражателя осуществлялось давлением газа, который предполагалось получать реакцией термического разложения карбоната аммония. Но эту систему пришлось отбросить, т.к. выяснилось, что получаемый в системе наддува газ, переходя в отражатель, испытывает обратное превращение в твердое вещество и не создает давления. Теперь основу конструкции составляет механическое средство развертывания.
Запуск предполагался на коммерческих основаниях конверсионной ракетой “Днепр”. Вроде бы даже договорились с оператором — компанией “Космотрас” и посредником — частной компанией “Спутникс”. Посредник требуется т.к. просто любой человек в России не может запустить спутник в космос — на это требуется лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности.
Впоследствии планы пришлось пересмотреть. В Роскосмосе узнали о проекте Александра, который тогда уже занимался им под эгидой Московского университета машиностроения (МАМИ). Государственный оператор запусков попутной нагрузки Главкосмос подтвердил возможность запуска студенческого спутника в середине 2016 года.
Александр создал в МАМИ целое направление подготовки под названием “Современная космонавтика”. Студенты этой программы имеют возможность не только узнать теорию разработки космических аппаратов, но и сделать свой собственный вклад в реализацию проекта “Маяк”.
Основную часть расходов сейчас требует проведение испытаний. Для успешного выполнения задачи потребуется проверить работоспособность всех устройств аппарата по отдельности и вместе. Часть испытаний придется проводить в специальных термоваккумных камерах, для имитации условий космоса, и на вибродинамических стендах — чтобы подтвердить, что он не развалится при запуске.
И, наконец, надо создать летный образец аппарата — тот, который должен отправиться в космос и стать путеводной звездой для всех мечтателей и энтузиастов космонавтики.
Сейчас команда проекта собирает средства для реализации задуманной программы.
Поддержать разработку, испытание и запуск спутника можно на странице Boomstarter.