Сейчас мало кто воспринимает СПб, как родину отечественной космонавтики, он легче представляется городом морской или военной истории. Задумываясь о космосе, кто-то вспомнит Калугу Циолковского, Звездный городок в Подмосковье или Байконур. Но именно в Ленинграде возникли первые ракетные кружки, которые в XX веке выросли в лидирующие конструкторские бюро. Сейчас о космосе в Питере напоминает немногое, но если хорошо поискать, то найти можно.
Музей Связи
Еще в мае, в День музеев, меня заинтересовала афиша Музея Связи, приглашавшая на экспозицию, посвященную связи с внеземными цивилизациями. Тогда выбраться не удалось, но на днях заглянул.
Сам музей довольно объемный, с богатой коллекцией, которую не ожидаешь увидеть при виде скромного входа в полуподвальное помещение. Основная выставка посвящена почте, телефонии, радио и телевидению. В общем рай для техногика. Для многих посетителей выставка может стать причиной ностальгических чувств, и воспоминаний об архаичных телевизорах и радиоприемниках, занимавших комоды в домах бабушек и дедушек. А если выбраться во внутренние атриумы (внутренние дворы, накрытые прозрачной крышей), то там уже можно найти больше космоса.
Например пообедать под огромным спутником связи «Луч-15» (фото в начале).
Я думал это макет, но потом оказалось, что это настоящий космический аппарат, которому в 2000-м году не нашлось ракеты. Сейчас три таких аппарата нового поколения выведены на геостационарную орбиту, и готовятся к обеспечению широкого канала связи для космонавтов МКС, и выполнению кучи других задач. Когда заработают — расскажу подробнее.
Во втором атриуме Музея Связи нашлись и инопланетяне. Видимо я наткнулся только на остатки выставки, в которой достойными внимания оказались только реплики табличек Pioneer-10 и Voyager.
Несмотря на скромную «внеземную» выставку, музей однозначно достоин посещения.
Музей космонавтики им. Валентина Глушко
Пару недель назад в Петропавловской крепости, после долгого ремонта, открылся еще Музей Космонавтики. Старого я не видел, а вот на новый взглянуть хотелось.
Космос в Петропавловской крепости начинается направо от входа со стороны Заячьего моста.
Если искать специально, то можно найти мемориальную табличку, которая рассказывает о первенстве Питера в космосе.
Но гораздо больше внимания привлекает капсула топографического спутника «Комета». Она фактически является беспилотной копией гагаринского «Востока», только вместо космонавта и пульта управления — фотоаппаратура.
Капсула обгоревшая, т.к. возвращалась на Землю, когда в фотоаппарате заканчивалась пленка, и приходила пора ее проявлять. Мхом поросла за годы нахождения под открытым небом где-то во дворе отраслевого предприятия. На люди ее вывезли лишь недавно.
Установили капсулу только в июне 2015 года, но какой же Питер без древней мистической легенды?
Идем дальше, и натыкаемся на ракетный двигатель в аквариуме. По секрету, мне рассказали, что в этом аквариуме когда- то стоял раритетный автомобиль»Руссо-Балт» Владимира Ленина, но сейчас ему нашлось более достойное наполнение.
Модель одной из первых жидкостных ракет РЛА-1 указывает на вход в музей.
Здесь, согласно классике отечественного музееведения, вначале выставлено все самое скучное и неинтересное для 95% всех посетителей: книги, научные журналы, публикации пионеров теоретической космонавтики, вдохновлявшие пионеров практической.
Наверное чтобы хоть как-то разнообразить зал, организаторы привлекли дизайнеров.
И дизайнеры… Не сказать, что они плохо дизайнерили. С эстетической точки зрения зал оформлен довольно гармонично.
Но, создается впечатление, что оформители хоть и делали исправно свою работу, но с изрядной долей пофигизма.
— Как нам удержать внимание посетителя?
— Давай в проходе положим скелет ракеты, из стальных ребер, о которые так легко разбить голову. И натянем между ними веревки, чтобы дети пытались по ним взобраться, а музейные служащие нарушали свой сон окриками «Не залезать на ракету!»
— Точно! Это наверняка привлечет дополнительное внимание к выставке пороховых двигателей.
Даже если не углубляться в тонкости дизайнерского искусства, то я не мог спокойно пройти мимо изображения оскорбляющего мои религиозные чувства:
Радарную карту Венеры подписать «Марс»!
Да, она такая же рыжая, и середина вырезана, но как можно было проигнорировать горы Максвелла?
Ладно, идем дальше, и в углу находим настоящий раритет: первый прототип, от которого началось рождение отечественного электроракетного двигателя.
Это сейчас плазменные двигатели рулят многотонными спутниками на геостационарных орбитах, вроде того же «Луча», а меньше ста лет назад все начиналось с фонарных изоляторов, газоразрядных ламп и классического рубильника в соседней комнате.
Но пока дизайн не отпускает. Вот есть стена с цитатами о конструкторских талантах Глушко.
Цитаты не известно кем высказаны, и непонятно где и когда опубликованы. Может просто приснились дизайнеру, и он не оставил свой автограф из природной скромности.
Стены вообще лучше не читать, а то можно пострадать от когнитивного диссонанса при виде патента на теплоизоляцию ракетной камеры, который выдан за разработку ракетного топлива.
Видимо другие бланки в патентном бюро закончились, поэтому выдавали какие есть. Да в 20-е годы люди часто изобретали ракетное топливо, и бланки печатались оптом.
Дальше, наконец-то дизайн отступает, и можно запереть внутреннего дизайнера и выпустить внутреннего инженера.
Эх, зря верстак в аквариум спрятали. Это же такой интерактив — промерить штангелем движок, покрутить какую-нибудь гайку, зажать ее в тисках. Все равно ведь это макеты, так отдали бы их на растерзание детворы. Или опасаются, что угловатым штангенциркулем могут покалечиться дети, которые смогли без травм преодолеть скелет ракеты?
Все-все, больше никакой критики, только космос!
Нетривиальным занятием оказывается попытка разобраться в двигателе: куда что втекало, откуда вытекало и как циркулировало:
Как старому знакомому по музею в «Энергомаше» киваем ракетному ускорителю РД-2 для самолетов времен Войны.
И выбираемся, наконец на оперативный простор.
Космическая аллея начинается с макета королевской «семерки», и «Спутника».
Тут уже можно спустить с поводка своего внутреннего фаната космонавтики.
Встречаемся с марсианским малышом ПрОП-М, роняя скупую слезу о его нелегкой судьбе — не добраться до Марса всего 70 см.
Любуемся на модель сверхсекретного спутника-шпиона «Лотос-С», разработанного в питерском «Арсенале», и запущенного в конце 2014 года.
Останавливаемся возле редкого экспоната — модели межпланетной станции «Марс-1».
Этот космический аппарат стартовал к Марсу раньше всех — в 1962 году, но связь с ним была только на первой части маршрута. Уже неуправляемый аппарат пролетел мимо Марса на расстоянии около 200 тыс. км, поэтому первенство досталось Mariner-4 NASA в 1965-м. Иначе все бы звали самый большой каньон в Солнечной системе не Valles Marineris, а Dolina Marsodina.
Под макетом зонда расположена длинная полоса черно-белого снимка марсианской поверхности, видимо из какой-то более поздней миссии. Фото не подписано, поэтому обращаемся к ближайшему музейному смотрителю, дремавшему неподалеку:
— Подскажите пожалуйста, а это его снимок? — указываю на «Марс-1».
— Да-да, его.
— Спасибо…
А на пути снова раритет: пульт управления «Луноходом». Оригинал этого пульта когда-то находился в Крыму, но под Ленинградом проектировали и ПрОП-М, и шасси «Лунохода», поэтому такие экспонаты неслучайны именно в Петропавловской крепости.
Было бы круто «воскресить» пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.
Ощутить романтику освоения космоса, представить команды Подготовка к сеансу, Девятое колесо опущено, Расчековка антенны произведена, отдаваемые хорошо поставленным военным голосом, немного мешает детская мебель, расставленная неподалеку.
Вероятно тут проводят занятия с младшими группами, но мне почему-то представились операторы «Лунохода», уставшие и довольные, после интенсивной рулежки по Луне, с радостным галдежом рассаживающиеся по разноцветным стульчикам, чтобы выпить по стакану молока и разойтись на тихий час.
Дальше место пилотируемой космонавтики, но оно еще не готово.
Ложементы — космические кресла — только устанавливают. Витрины оформляют.
Поэтому на прощанье остается только приложить ладонь к белоснежной спускаемой капсуле «Союза-16».
И найти выход, стараясь не перепутать его с люком «Бурана».
Дверью не хлопаем, чтобы не потревожить спящего в углу космонавта…
В общем, музей однозначно достоин посещения. В нем найдутся экспонаты, которых не найти больше нигде, или мало где. На дизайнерское баловство можно не обращать внимания (некоторые мелочи несложно исправить, и я надеюсь это будет сделано). Коллекция насыщенная, хоть и слишком быстро заканчивается. Думаю, по запасникам питерских предприятий пылится еще немало раритетов зари освоения космоса, и, надеюсь, они когда-нибудь доберутся до экспозиции.