Задали тут вопрос в комментариях под новостью про Гематитовый хребет, который сейчас стал самой перспективной целью для поиска следов жизни на Марсе.
А найдут признаки прошлой жизни, что-то изменится?
Сначала хотел написать ответ в комментариях, но решил развернуть для отдельного поста. Действительно, чего Curiosity на Марсе и десятки ученых на Земле стараются, зачем?
Давайте предположим: добрался марсоход до этого пресловутого хребта (в реальности это будет примерно через год); нашел слои полные гематита; зачерпнул ковшом, или пробурил скважину; проанализировал.
И, о чудо, приборы показали наличие сложных органических соединений. Сначала NASA затаится, поскольку меньше всего ей хочется снова заявить о сенсации, а потом оправдываться, если произошла ошибка. Curiosity проведет новый забор проб, и сделает новый анализ. Потом еще и еще. Геологи и химики рассмотрят все варианты возможного загрязнения органикой привезенной с Земли (такое уже произошло в прошлом году, но теперь они точно знают, что там местное, а что земное). Затем NASA всё-таки заявит: на Марсе была жизнь!
Что же будет дальше?
Повседневная жизнь Земли не изменится. Хотя есть на просторах интернета стайка конспирологов, которая считает, что новость о марсианской жизни неминуемо вызовет массовые суициды, религиозные кризисы, падение католической веры и крах всей мировой экономики. NASA с порога Белого дома уже подобное заявляло, и очереди в будку для самоубийств не выстроились. Поэтому реально, для нас ничего не изменится. Может быть, только в России на Новый год люди впервые посмотрят «Карнавальную ночь» с чувством превосходства над предками.
Главные перемены произойдут в мире ученых. После ответа «На Марсе жизнь была» самой главной задачей станет выяснить не имеет ли она земное происхождение. Или не имеет ли земная жизнь происхождение марсианское. На Земле найдены метеориты, которые прилетели с Марса. И существуют некоторые исследования, которые в теории признают возможность обратного обмена. Так, что даже если на обеих планетах есть/была жизнь, она может имеет только одну родину из двух.
Для выяснения этого вопроса, NASA оборудует будущий марсоход, который готовят к 2020 году и, возможно, ESA пересмотрит научную нагрузку «ЭкзоМарса». Отправят на Марс микроскоп, секвенатор ДНК и еще какие-нибудь приборы, позволяющие определить, что же нашел Curiosity.
Вполне вероятно, автоматических зондов будет недостаточно и мы, наконец-то, дождемся реализации пилотируемой экспедиции на Красную планету. Престиж образования микробиолога резко возрастет, поскольку будет давать шанс на билет в самую захватывающую экспедицию столетия.
Что будет, если окажется, что источник жизни на наших планетах один?
Это наиболее вероятный вариант. Это знание в основном подтвердит нынешние исследования, которые демонстрируют способность к выживанию у одноклеточных и многоклеточных организмов в условиях открытого космоса. Теория панспермии будет подтверждена, хотя бы как метод распространения жизни, а не ее происхождения.
Конечно, ученым придется очень постараться, чтобы определить, где жизнь зародилась раньше: на Марсе или на Земле. Пока они будут ломать голову о том где наша родина, наверняка кинематограф и писатели-фантасты порадуют нас не одним произведением о переселении с одной планеты на другую.
Что будет, если марсианская жизнь зародилась самостоятельно?
Это самый интересный, но самый маловероятный исход исследований Марса. Но все же предположим: нашли признаки жизни и они оказались марсианского происхождения.
Такая находка будет иметь более масштабные последствия.
Во-первых: она подтвердит, что мы не одиноки во Вселенной. Если уж на двух планетках, у одной непримечательной звезды, появилась жизнь самостоятельно, то она должна быть практически у каждой звездной системы.
Во-вторых: это почти наверняка будет означать, что на Титане, Европе и Энцеладе тоже есть жизнь, причем не вымершая как на Марсе, а живая, поскольку там есть жидкие, теплые океаны воды под корой, и местами вода вырывается наружу:
И, наконец, в-третьих: перед человечеством поднимутся новые вопросы: если во Вселенной масса обитаемых планет, то почему мы не наблюдаем никаких признаков разумной деятельности? Мы первая цивилизация, по крайней мере, в этой Галактике? Или последняя? Или мы находимся «под колпаком» у могущественных цивилизаций, которые стараются не мешать нам самостоятельно взрослеть, и до срока не обозначают своего и чьего бы то ни было присутствия? В общем, тут раздолье для фантастов, философов и религиозных деятелей.
Ученые же, постараются под это дело выбить бюджеты для новых миссий на спутники планет-гигантов, для поиска жизни там. Они и сейчас стараются, но в таком оптимистичном сценарии есть больше шансов получить финансирование.
Активнее развернется поиск экзопланет у соседних звездных систем. NASA уже сейчас готовит орбитальный телескоп TESS, который будет искать планеты у окрестных звезд в радиусе 100 световых лет. Возможно, после подтверждения факта самобытной марсианской жизни, эти исследования получат дополнительное финансирование и увеличат размах.
По результатам поисков, можно будет перестроить принцип работы проекта SETI по прослушиванию неба в радиодиапазоне. Теперь человек будет знать где есть шанс услышать сигналы и перейдет к точечному анализу избранных звездных систем.
Наверняка будет серьезно скорректирована научная программа будущего орбитального телескопа-гиганта James Webb, который и так, потенциально, способен найти признаки органических веществ на планетах у других звезд.
Может быть, лет через 50, ученые мира задумаются всерьез и о первом межзвездном автоматическом или даже пилотируемом корабле.
В любом случае, марсианская жизнь, даже бывшая, должна подстегнуть исследование Марса, Солнечной системы и всей Вселенной. Поэтому теперь все надежды на металлического жука, который сейчас внимательно рассматривает марсианские камни в 5 км от того места где он должен искать следы жизни.