Заглянул в Музей космонавтики в Москве, и решил проверить фотографические возможности смартфона LG G5 SE. Смартфон гордится своей сдвоенной камерой с возможностью широкоугольной съемки, а это как раз то, что мне нужно во время выездов и экскурсий по различным технологическим объектам. Тем более в музее платная фото-видеосъемка для всего кроме смартфонов.
В Музее космонавтики богатейшая коллекция посвященная истории отечественного и мирового изучения и освоения космоса. Но часто за крупными известными экспонатами теряются небольшие детали, которые не менее наглядно демонстрируют вехи в познании окружающего пространства.
Рядом с известным “Луноходом 1” в музее расположился макет “Луны-16” — космического аппарата доставившего в СССР первые образцы лунного грунта. Этот макет в три раза меньше оригинала. До Земли добирался только верхний шарик, который выделяется своей коричневой теплозащитой. Рядом лежит уже его полноразмерный макет в посадочном исполнении — с выпущенными буями и антеннами маяка. Настоящие капсулы хранятся в музее НПО им. Лавочкина в Химках.
Съемка широкоформатным объективом позволяет шире охватить панораму, хотя по краям изображение «разваливается», а прямые линии закругляются. Съемка в режиме HDR помомгает справляться с контрастным освещением, хотя эффект не такой сильный как хотелось бы.
Рядом с “Луноходом” и “Луной-16” можно найти и образцы лунного грунта, доставленного станцией.
Рядом фото малоизвестного в России генерального конструктора автоматических межпланетных станций на начальном этапе космической программы СССР — Георгия Бабакина. Достижение Луны, мягкая посадка на Луну, лунные спутники, «Луноходы», доставка лунного грунта, марсианские спутники, мягкая посадка на Марс, достижение Венеры — результаты НПО Лавочкина за 6 (шесть!) лет руководства Бабакина. На фото он проверяет на слух доставленный с Луны пенал с грунтом — есть ли там вообще что? Оказалось есть — 101 г реголита добытого с глубины до 30 см.
Рядом с “Луной-16” есть и то, чего не существует по мнению 40% населения России — образцы лунного грунта, доставленные американскими астронавтами.
Акрилловая сфера, в которую заключено несколько крупинок лунного грунта, вместе с небольшим флагом СССР побывавшем на Луне. США их передали в рамках программы доброй воли (Good will Moon rock), как и во все государства существовавшие на тот момент. Обмен научных образцов с целью исследований проводился отдельно.
В самом дальнем и темном углу лунной экспозиции можно найти любопытный документ, во многом определивший первенство СССР в изучении Луны. Это известная справка Королева “следует считать Луну твердой”.
Тогда ученые опасались, что поверхность Луны будет слишком рыхлой, где будут просто тонуть все посадочные аппараты. Поэтому разработка таких систем тормозила, из-за бесконечных дискуссий о свойствах грунта и вариантах реализации лунных миссий. Королев волевым решением прекратил спор, написав справку на первом попавшемся листе.
На мой взгляд эта справка является прекрасной демонстрацией того, каким должен быть настоящий космический лидер: он не просто взял на себя ответственность, но и сразу в документе указал требования к условиям посадки аппаратов. И так у него было во всем — глубочайшее погружение в тему, инженерное предвидение, решительность и целеустремленность. Современной космонавтике этого так не хватает…
А в первом музейном зале, где все рассматривают Белку, Стрелку и капсулу Гагарина, я всегда подхожу к “Луне-3”. Автоматической межпланетной станции, с которой началась вся межпланетная космонавтика и исследование Солнечной системы.
По сути — это большой пленочный фотоаппарат, который не выходил на орбиту Луны, а летал по сильно вытянутой околоземной орбите, на дальнем этапе орбиты пролетая за Луной. Именно эта станция впервые показала человечеству недостижимые ранее возможности познания окружающего мира. Никакие самые мощные телескопы Земли не могли бы увидеть обратную сторону Луны, а “Луна-3” смогла.
Качество оставляет желать лучшего, но это был только первый шаг. Сейчас вся поверхность Луны доступна для обзора в разрешении 0,5 м на пиксель, а наш проект лунного микроспутника должен вдвое сократить этот показатель, правда только для некоторых участков. И успех “Луны-3” вдохновляет на достижение поставленной цели.
На дальнем плане панорамы виднеется «Луна-2» — похожая на первый спутник: шарик с усами-антеннами. А неподалеку от макетов аппаратов, в тени можно найти небольшую витрину с демонстрационными образцами советской пропаганды — вымпелами с государственными символами, доставленными на Луну.
Самый любопытный — ядро “Луны-2”. По сути, это и правда ядро или осколочная бомба, которую подорвали у поверхности Луны. Такое вот советское “Мы пришли с миром…” На самом деле конструкция ядра определялась технологическими задачами. “Луна-2” еще не могла затормозить у Луны, поэтому она врезалась в поверхность на скорости более 2 км/с. Чтобы пережить удар и доставить в сохранности на Луну государственные символы была придумана простая система: осколочная граната, подрывавшаяся от столкновения с поверхностью. В результате те осколки-вымпелы, что улетали вверх, гасили часть скорости сближения с Луной и погружались в грунт уже в более мягких условиях.
Думаю, когда-нибудь эти осколки будут иметь немалую цену на черном рынке космической археологии, но пока даже место падения “Луны-2” не найдено, хотя мы попытаемся это сделать. Попробуем мы повторить и прием с вымпелами, только без взрывчатки. Хотите запустить на Луну логотип своей компании или семейный герб? Обращайтесь.
Все фото в музее выполнены на смартфон LG G5 SE, фото Луны на космический аппарат “Луна -3”.