В 70-х годах Большое Толбачинское извержение обрушило потоки горячего воздуха с пеплом на окрестный лес, который стал Мертвым. Но сейчас вулканы постепенно обживаются природой, даже там, где, казалось бы, нечего есть и расти не на чем.
Первый местный обитатель, с которым мне удалось близко познакомиться, стал евражка. Это местное название американского или берингийского суслика. Его заметили в трех десятках метров от лагеря, и я отправился в засаду.
Суслик сильно не пугался, но и близко не подпускал. Делал вид, что бегает по своим делам, но с двуногого преследователя глаз не спускал.
По пути закусывал местными цветками.
Наконец удалось загнать его “в угол”, и приблизиться насколько возможно.
Как потом оказалось нам достался пугливый туземец. В соседнем лагере евражки бегали меж палаток и брали вкусняшку с рук.
На следующее утро, неподалеку от кухни, удалось подкараулить еще одного теплокровного обитателя лунных холмов. Подсказывают, что это пищуха.
В остальном, животный мир был представлен различными видами комаров, мух, и тех, кто ими питается.
Из растительности — небольшие травки, активно цветущие даже в августе, мхи, и даже грибы встретились.
Медведей так и не увидели, хотя следы однажды нашлись. Все-таки на голых вулканах для них не много пищи, кроме той, что прячется в железных коробках, брызгает баллончиком в нос или пишет графоманские посты.
В дневное время ненадолго открылась Большая Удина.
А следующим утром Острый Толбачик.
Днем, когда показалось солнце, решил провести еще один “лунный” эксперимент — оценить распределение теней от камней. Известно, что на лунных снимках, кажется, не все тени параллельны, чего следовало бы ожидать от одного сильно удаленного источника света.
Луна
И Толбачик
Далее пришло время выезжать в сторону Петропавловска, но сначала нас ждал Вертолет, Мертвый лес, и полигон луноходов.
В 1974 году, когда Толбачик начал извержение, для наблюдения процесса к вулкану вылетела группа геологов. Они не ожидали масштабности извержения, поэтому сели слишком близко. Когда извержение набрало силу, они поняли, что пора эвакуироваться, но не успели. Пепел забил двигатель вертолета “Ми-2” на котором прибыли вулканологи, и аппарат упал. К счастью они не успели высоко взлететь и никто не пострадал.
Вертолет был погребен под вулканической породой, а рядом вырос гигантский туфовый конус. Хвост машины стал местной достопримечательностью, в напоминание, что с вулканом шутки плохи.
На равнине вокруг вулкана часто встречаются вторичные конусы, которые возникали от небольших прорывов вулканических газов и лавы. По количеству растительности на каждом несложно определить какой старше, а какой моложе.
Но в 70-х произошло трещинное извержение, когда из разлома земной коры, длиной около 30 км, стали вырываться потоки газа, пепла и туфа. Так за считанные месяцы выросла гряда живописных конусов, которые сейчас активно осваиваются туристами, и снимаются из космоса.
На этом фото Толбачик справа внизу, череда конусов трещинного извержения уходит в правый нижний угол:
Несмотря на обилие растительности, местные пейзажи не утратили поразительного сходства с лунными. Сказываются сходные процессы формирования.
После Вертолета, следующая остановка — Мертвый лес.
Сейчас он не такой уж и мертвый, но скелеты деревьев, убитых Большим Толбачинским извержением, остаются на своих местах. Местные гиды стараются чтобы туристы не разбирали даже сухие ветки на костры, чтобы сохранить неизменным атмосферу и облик Мертвого леса.
По пути сделали фото наших “луноходов” «Камчатского тура«.
Наконец добрались до полигона луноходов и марсоходов советских.
Испытания здесь продолжались и после экспедиции “Лунохода-1 и -2”, Советский Союз готовился отправлять планетоходы на Марс и Венеру, поэтому требовалось создать фантастические, по внедорожным свойствам машины.
И они их создали.
Разработкой шасси занималось ленинградское танковое предприятие ВНИИТрансмаш. Даже после завершения программы испытаний, база на склонах Толбачика сохранила название “Ленинградка”.
К сожалению, ее уничтожило извержение 2012-года. Лавовые потоки, которые распространились на десятки километров, ничего не оставили от легких деревянных сооружений.
Нам осталась только “Луна”, которая по-прежнему готова принять новые тестовые машины, чтобы подготовить их к постижению космоса.
Завершился толбачинский выезд фотопанорамой лавового потока, который глубоко внедрился в местный лес.
Встреча живого и мертвого закончилась вничью.
А наше путешествие продолжается…