При всем своем увлечении космонавтикой, вынужден признать, что футбол в обществе популярнее. Ни успешный полет “Ангары”, ни первый старт с космодрома Восточный не вызвали даже близко того всенародного ликования, которым завершился матч “Россия-Испания”. Двадцать два человека гоняющие мячик по полю вызывают больше интереса и эмоций у широкой общественности, чем топчущие Луну луноходы, бурящие Марс марсоходы, улетающие в межзвездное пространство исследовательские зонды, и телескопы открывающие планеты у других звезд.
Все усилия популяризаторов, пресс-служб космических агентств и энтузиастов космонавтики неспособны изменить эту ситуацию. Поэтому, я считаю, космонавтика должна учиться у футбола в продвижении себя, и в увеличении своей популярности. Ведь популярность — это жизненная необходимость космонавтики, она повышает интерес к профессии у молодого поколения, обеспечивает приток кадров, дает общественную поддержку рискованных и амбициозных проектов, и, в конечном счете, повышает объемы государственного финансирования.
Чему же футбол может научить космос?
1. Персонализация.
В футбол играют люди. Всем известны их имена, на футболках специально фамилии подписаны, известна их карьера, детали биографии, ведется статистика результативности. Есть кумиры, лидеры, аутсайдеры и антигерои. Наиболее известные футболисты под постоянным взором СМИ, и окружены толпами фанатов. В космонавтике подобная роль персонализации отводится космонавтам, но их известность намного ниже. Мало кто вспомнит кого-то кроме Гагарина, ну может еще Леонова, и то благодаря недавнему фильму. Кто сейчас летает в космосе? Чем занимаются космонавты? — великая тайна сия для подавляющего большинства населения всего мира. В России по опросам общественного мнения многие признают отечественное первенство в космосе, а некоторые вообще космос сравнивают с религией, но мало кто способен назвать хоть какие-то достижения и назвать их авторов. А ведь за космонавтами стоят еще десятки тысяч инженеров, ученых, конструкторов, программистов, и остальных участников вплоть до слесарей-сборщиков… Из конструкторов, пожалуй только Королева да Вернера фон Брауна вспомнят. Еще Илон Маск. Всё.
Если мы хотим чтобы космосом увлекалось больше людей, нужно показывать его человеческое лицо. Можно это делать, как на видеостудии РКК Энергия:
Или создавать индивидуальный человечный образ бездушной машине, как это сделали в Европейском космическом агентстве с миссией Rosetta и Philae:
Человеку нужен человек, тот кому можно сопереживать, за кого волноваться, чьей судьбой интересоваться, кто может вдохновлять или наоборот разочаровывать.
2. Соревновательность.
Что ни говори, но соревновательность и конкуренция остается главным двигателем прогресса. Противопоставление своих и чужих, сравнение тех и других, стремление превзойти соперника — остаются глубочайшим инстинктом в людях. Это биологическая основа эволюции — внутривидовая борьба, которая дала многообразие животных видов на планете. Футбол является воплощением этого инстинкта, во-многом заменив собой прежние кровавые разборки между племенами и народами.
Когда-то космонавтика активно эксплуатировала этот инстинкт противопоставления и борьбы. Все пилотируемые полеты, достижение человеком Луны, строительство космических челноков и долговременных орбитальных станций начиналось в гонке и противоборстве. С 90-х годов противостояние в космосе сменилось на сотрудничество. Нельзя сказать, что это пошло во вред науке и технике — за счет обмена опытом произошло взаимное обогащение научных и технических школ. Но прежний запал иссяк. Динамика технологического развития 60-х сегодня кажется фантастической. Сегодня США не может 10 лет создать ракету, способную доставить людей до окололунной орбиты, а Россия десять лет откладывает небольшой посадочный лунный зонд. Торопиться некуда.
Раньше я думал, что все серьезные научные проекты у нас бесконечно откладывают после аварии “Фобоса-Грунта”, потому что боятся негативных последствий от новой неудачи. Сейчас понимаю, что еще играет и тот фактор, что никто не ждет большого эффекта от удачи. У нас не умею делать шоу из космоса, как научились в США, даже если и запустят чего на Луну, будут сажать в тишине ЦУПа, подперев дверь от наседающих журналистов. Через полдня выпустят “Информационное сообщение”.
Периодически у нас пытаются воскресить прежний дух гонки, но это продукт внутреннего использования, т.к. для настоящей гонки весовые категории уже не те. Финансирование Роскосмоса примерно в восемь-десять раз уступает NASA, технологическое отставание всё сильнее. На МКС наши космонавты летают фактически за счет того же бюджета NASA. Пока удавалось держать паритет в количестве ракетных пусков это не так сильно бросалось в глаза со стороны, сегодня и в этом нарастает разрыв. На пятки еще наступает Китай, который исторически не воспринимается конкурентом, но фактически активно идет к превосходству над Россией в космосе. В межпланетной программе так уже превзошел.
3. Понятность.
Футбольные правила в общих чертах знает практически каждый: а чего там знать, пинай мяч до противоположных ворот и всё. Коснулся рукой — штрафной. С космонавтикой всё сложнее: какие-то удельные импульсы, наклонение орбиты, гомановские переходы, спектрометрия, сухая иммерсия… Черт ногу сломит. Как вообще сравнивать кто впереди, а кто позади? Вот наш первый в космос полетел — тут всё ясно, а кто там к Луне слетал, кто дальше всех от Земли отлетел, кто дольше всего в космосе провел — это слишком сложно, когда на Марс высадитесь, тогда и приходите.
К тому же с достижениями современной космонавтике плохо — с каждым шагом всё сложнее становиться первым. Всё легкое уже разобрали, и каждое следующее достижение сложнее предыдущего, зачастую на порядки. На Луне еще остаются неисследованными полюса и обратная сторона, но и тут нас, похоже, обходят Китай и Индия.
Самая понятная метрика в космонавтике — количество ракетных запусков. Но и тут лидерство дорого стоит, особенно когда не получается на этих запусках зарабатывать.
Что тут делать космонавтике?
Объяснять. Рассказывать, зачем мы летаем в космос, что там делаем, какое значение для науки, государства и общества имеет каждый запуск, каждая ракета, каждый марсоход. В атмосфере секретности, в которой развивался наш космос, очень сложно двигаться к открытости, но это жизненная необходимость космонавтики, если она хочет большего понимания со стороны общества, к которому относятся, в том числе, и лица принимающие решения о выделении бюджетов на новые программы.
4. Причастность.
Во время любого футбольного матча есть фанаты, которые воспринимают достижения своей команды как свои собственные. Если речь идет о противостоянии национальных команд тут вообще всё просто — наши победили, значит можно радоваться всей страной — ведь это победили мы.
Закрытость нашей космонавтики привела к тому, что чувства причастности к очередному “Метеору” или “Канопусу”, “Альтаиру” или “Астрею” полетевшему в космос не возникает. Никто не знает зачем совершается полет, какое значение для науки или государства имеет. Непонятно насколько каждый гражданин связан с этим полетом. Решения в космонавтике принимаются и средства выделяются в закрытом режиме, хорошо если поставят в известностьобщественность о принятом решении. Никто даже в Думе или Совете Федерации не отчитается как, куда и зачем развивается наша космонавтика и куда улетают “народные” деньги.
РКК Энергия провела хороший эксперимент — дала возможность общественности выбрать название для будущего космического корабля. Но это лишь первая робкая проба, которая пока не получила никакого развития в дальнейшем. Да и сам корабль никак не выйдет из состояния пластикового макета.
Как менять ситуацию?
Точно также — открываться. Больше рассказывать, показывать, объяснять, и отчитываться. Сейчас с этим делом должно быть немного лучше, ведь во главе отрасли стал, по сути, довольно популярный блогер, так что открытости прибавится. Хотя объективности не добавит.
5. Доступность.
Чтобы заняться футболом нужен мяч. Есть любительские клубы, школы для детей, в конечном счете, чтобы «заняться футболом» можно просто включить телевизор на нужном канале. Чтобы путешествовать в космосе даже скафандра недостаточно. Чтобы стать космонавтом нужно иметь не только идеальное здоровье и инженерное образование, но и несгибаемую волю десять лет идти к мечте, и спокойно принять факт, что полет может не состояться. Даже в первом отряде космонавтов были те, кто так ни разу и не полетел. Можно еще заработать $40 млн и оплатить Роскосмосу турпутевку на МКС. Возможности приобщиться к космической деятельности не покидая Земли есть, но требуют больше усилий и вложений. Например радиолюбители могут принимать сигналы различных космических аппаратов даже с Луны или позвонить космонавтам на МКС, но такое увлечение требует вложения средств и дополнительных знаний.
Ракетомодельные, астрономические, радиотехнические кружки сейчас в России имеются, но далеко не везде, и занимаются их развитием только энтузиасты. Немного лучше обстоит дело с робототехникой, но тут до космоса редко дело доходит. Исключением можно назвать только школьный научно-технический конкурс «Кансат в России» при МГУ.
Можно участвовать в краудcорсинговых проектах Zooniverse и помогать ученым исследовать Вселенную. Мы тоже что-то похожее делали когда искали Марс-3 и Марс-6. В конце концов можно просто приобрести телескоп и на космос хотя бы посмотреть.
На Западе новый всплеск интереса к космонавтике возник в результате развития технологии микро- и наноспутников, которые открыли возможности для частной деятельности в космосе и извлечении дохода. У нас тоже были такие попытки, но после нескольких смельчаков интерес стух — условия не те. Впрочем даже в США, где такая деятельность активно поддерживается государством, и среда в целом более подходящая, заметного успеха пока достигли единицы: SpaceX, Planet, Rocketlab…
В итоге, в доступности, космосу сложно противостоять футболу, но как-то менять ситуацию надо.
6. Комментаторы.
Футбольные комментаторы — это отдельная категория людей, которые тоже способны добиться всенародного признания и любви. Богатство их речи, эмоциональность, погруженность в тему не идут ни в какое сравнение с казенными и однообразными “Протяжка один”, “Ключ на старт”, “Тангаж, рысканье в норме”, которые получают зрители отечественных ракетных стартов. Дошло до того, что наши ракетные старты стали комментировать украинские энтузиасты космонавтики, т.к. больше никто этим не занимался.
Сейчас эту ситуацию в Роскосмосе пытаются исправлять, но пока специалистов, способных и разговор поддержать, и толково рассказать про ракету и ее груз не нашлось.
7. Специализированные СМИ.
О футболе пишут практически все СМИ, есть еще и спортивные СМИ, и специализированные футбольные. Это целая жизнь, которая требует освещения и на это существует устойчивый общественный спрос. Космонавтика не вызывает такого интереса из-за своей сложности и закрытости, поэтому в России есть всего пара никому не известных журналов, один из которых оказался на грани банкротства, и был спасен Роскосмосом. Издатели “Новостей космонавтики” не очень-то рады такому спасителю, поскольку тот ввел режим гиперопеки, которая не позволяет выпускать номера в срок, но выбора у них нет. Они пытались как-то выживать сохраняя независимость, но подписчики бумажного издания год от года сокращались, а электронную версию не удалось развить до самостоятельного бизнеса.
Исправить ситуацию тут сложно. СМИ с государственным финансированием вряд ли сможет преуспеть в таком деле по ряду причин, а частное СМИ столкнется с финансовыми проблемами. Хотя у меня в планах есть такие идеи, опираясь на уже довольно крупное сообщество “Открытый космос” можно попытаться. Кстати, развитие развитие сообщества можно поддержать уже сегодня через сервис Patreon, оформив ежемесячную спонсорскую поддержку даже незначительного размера: patreon.com/ruspacelive (Кнопка «Become a Patron», регистрация через Facebook довольно проста).
Надеюсь мои наблюдения пригодятся не только в космосе!