Отдаю долги за 2014 год. Это уже не новость, но я просто не мог не написать об этом: «Электро-Л» воскрес! Он болеет, но жив, и его снимки снова обновляются на открытом FTP-сервере (логин/пароль electro).
В ноябре в наших СМИ развернулась настоящая детективная интрига вокруг спутника «Электро-Л». Сначала один чиновник Роскосмоса подтвердил известную с мая информацию, что спутник не способен поставлять снимки Земли из-за неисправного комплексауправления маховиков (КУДМ). Но разработчики камеры для «Электро-Л», вдруг заявили, что камера не только продолжает успешно функционировать, но и до сих пор поставляет снимки неплохого качества. Камера и не ломалась, это мы знали, но ведь нерабочие двигатели-маховики поставили крест на съемке. Как так?
Напомню: метеорологический спутник «Электро-Л» с февраля 2011 по март 2014 года каждые полчаса снимал восточное полушарие Земли с расстояния 36 тыс. км и с разрешением до 1 км. Полноформатные кадры размером в сто тридцать мегапикселей позволяли наблюдать движение облаков и погодные условия на всем полушарии. Попутно удавалось увидеть тень Луны, проходящую по Земле во время солнечных затмений; след Челябинского метеорита; дым крупных пожаров и другие масштабные события на нашей стороне шарика.
Высокая точность съемки достигалась при помощи двигателей-маховиков — механических устройств, которые за счет гироскопического эффекта позволяли удерживать аппарат в неподвижном состоянии относительно поверхности Земли. В конце марта 2014 года система управления двигателей-маховиков вышла из строя. Точность съемки была потеряна. У спутника остались еще ракетные двигатели стабилизации, но для съемки они не годятся. Дело в том, что на «Электро-Л» не просто камера, а сканер, который работает по принципу офисного, сканируя поле видимости телескопа. Только вместо движущейся планки — поворотное зеркало. В невесомости, движение зеркала воздействовало на весь спутник, он отклонялся в противоположную сторону, совсем незначительно, но этого хватало чтобы запороть кадр.
Невозможность качественной съемки без КУДМ стала ясна еще в мае, поэтому я уже совсем не ждал чудес от старичка «Электро-Л», который продолжал работать как ретранслятор Росгидромета. Сервер со снимками не обновлялся и я ждал «Электро-Л2», который обещают в первой половине 2015 года. Поэтому слова: «Работает и снимает«, сказанные в ноябре, стали неожиданностью. И ладно бы просто сказали, они еще и снимки выложили! Правда всего два, сделанные еще в октябре. Это как-то не вязалось с утверждением «камера продолжает давать стабильный результат». Но лучше чем ничего.
И вот, 14 декабря, на почту приходит сообщение: «КУДМ снова работает. С завтрашнего дня возобновляем съемку». Это крутая новость! Восстановить работоспособность приборов, которые полгода назад признали нерабочими — это инженерный подвиг. Тем более совершенный с расстояния в 36 тыс. км. Но, на мой взгляд, этот подвиг тогда стал общественно значим, когда снимки снова вернулись в открытый доступ.
Наконец, вечером 15 декабря, когда FTP обновился, и там нашлись результаты съемки за целую неделю, пришло время кричать «ура» и говорить «спасибо«. К сожалению, в прежний круглосуточный режим спутник так и не вернулся. Съемки ведут только рабочее время по Москве, когда специалисты могут контролировать его здоровье. Да и не во все дни, но, главное аппарат жив и борьба за его здоровье идет каждый день.
И еще такой момент: работа «Электро-Л», имеет важное значение для мировой астрофизики. Опыт, полученный инженерами, продлит жизнь другого, более важного, для фундаментальной науки, аппарата — «Спектр-Р», который работает в международном проекте «Радиоастрон«. Этот радиотелескоп изучает далекие уголки Вселенной, и чем дольше он проработает тем больше мы узнаем о ней.
«Электро-Л» и «Спектр-Р» построены на основе одной спутниковой платформы «Навигатор», производства НПО Лавочкина. «Электро-Л» полетел на полгода раньше радиотелескопа, поэтому все проблемы, возникающие на его платформе, могут повториться и на «Спектр-Р». Соответственно, если инженеры будут к ним готовы, то изучение Вселенной в радиодиапазоне можно продлить.
Остался только один вопрос: «Как удалось совершить это чудо воскрешения?». Традиционно, Роскосмос не любит признаваться в собственных ошибках, просчетах и сбоях, поэтому и об «Электро-Л» рассказывает неохотно. Даже не объявили о декабрьском «чуде воскрешения». Ведь чтобы написать новость «Спутник снова заработал» придется признаться, что он ранее не работал. Такая позиция, логична для каких-нибудь чиновников, но с точки зрения связей с общественностью — пиара в хорошем значении этого слова — это ошибка. Грех не использовать такой позитивный повод и не рассказать обществу о достижении собственных спецов. Ведь стыдливо умолчав о вернувшемся «Электро-Л» пришлось промолчать о заслугах технических специалистов: конструкторов, инженеров, программистов, которые полгода бились над проблемой, и решили ее!
Только на сайте Научного центра оперативного мониторинга Земли удалось найти скромную запись:
«Путем продолжительных и кропотливых исследований удалось добиться стабилизации космического аппарата и появилась возможность использования основного прибора МСУ-ГС… Ведется работа по повышению качества информации и увеличению количества сеансов приема.«
Не знаю, получили ли они премию за свою работу, но похвалить же можно было! Это бесплатно, а людям приятно. Причем всем: любой будет работать лучше и гордиться своим трудом, если видит, что его усилия и достижения ценятся. Да и со стороны общества доверие к отрасли повысится, когда люди поймут, что отечественная космонавтика с ними «и в горе и в радости».
Что помешало?
Секретность? Знаю, ею некоторые прикрывают свое нежелание общаться с прессой и общественностью. Но «Электро-Л» гражданский спутник, не знаю уж каким чудом и кто решил выкладывать все его снимки в открытый доступ, но если уж начали политику открытости, то стоит ее продолжать.
Нет времени? В это легче поверить. Шесть человек пресс-службы на все космическое ведомство — это катастрофически мало. Но тут вопрос приоритетов. Либо найти время и рассказать какие инженеры молодцы, починили спутник, единственный в своем классе для России, либо написать об очередной никому не интересной госкомиссии, которая приняла никому не интересные решения.
Я надеюсь Роскосмос или ОРКК (РКС, ЦНИИМаш, НПОЛ… хоть кто-нибудь), совершит еще одно чудо — чудо откровенности, и найдет возможность рассказать о заслугах собственных инженеров. Этот пост можно считать открытым письмом в родное космическое агентство: ребята, давайте быть дружнее и честнее друг к другу.
P.S. Вчера сообщили, что старая проблема вылезла вновь. Снимков пока не будет. Возможно совсем. Но мы всегда можем сохранить память об “Электро-Л” на наших рабочих столах, и в наших сердцах. Он хорошо потрудился, и все люди, кто стоял за ним.